Планируемое изменение в закон 3085-1

0 26

Из Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ближайшее время, скорее всего, исчезнет возможность привлечения заёмных средств от «других лиц».

Планируемое изменение в закон 3085-1

Из пояснительной записки к законопроекту:

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», направленные на исключение возможности потребительских обществ привлекать заемные средства от других лиц, кроме пайщиков.

Необходимость своевременного принятия указанного законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации происходит активизация деятельности организаций по привлечению денежных средств или иного имущества физических лиц, при котором выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и (или) иного имущества (далее – финансовые пирамиды).

Деятельность финансовых пирамид оказывает негативное влияние на российский финансовый рынок, может повлечь потерю денежных средств значительной части населения, а также подрывает доверие граждан к финансовым инструментам и имеет негативный социально-экономический эффект.

За период с января 2018 года по ноябрь 2022 года в Банк России поступило более 6 000 обращений граждан с жалобами на деятельность компаний
с признаками финансовой пирамиды, а с учетом коллективных жалоб, в которых содержится информация о массовых потерях граждан, количество пострадавших составило более 8 тыс. человек. Ущерб, понесенный ими, согласно данным обращениям, составляет более 4,5 млрд руб. По данным официальной статистики правоохранительных органов ущерб от деятельности финансовых пирамид составил в 2018-2019 году 10,8 млрд руб. Согласно экспертной оценке специалистов Банка России потенциальный ущерб от деятельности финансовых пирамид может составлять десятки миллиардов рублей (оценочно 35-37 млрд рублей), количество потенциальных пострадавших – более 100 тысяч человек.
При этом приводимые цифры не являются исчерпывающими.

Одновременно необходимо отметить, что прослеживается тенденция к росту числа финансовых пирамид, создающихся без образования юридического лица и существующих в форме так называемых «интернет-проектов», которые обладают совокупностью следующих признаков:

— деятельность осуществляется исключительно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет);

— отсутствуют представительства (офисы) как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

— связь с представителем «интернет-проекта» возможна исключительно посредством сети Интернет или телефона;

— отсутствует возможность установить идентификационные данные организатора деятельности «интернет-проекта».

Также значительное количество финансовых пирамид осуществляют свою деятельность в статусе потребительских обществ, реализуя установленное законодательством Российской Федерации право привлекать денежные средства не только пайщиков, но и иных лиц.

Всего за 2015-2022 годы Банком России зафиксирована деятельность около 3500 организаций и интернет-проектов, имеющих признаки финансовой пирамиды. При этом в 2015 году Банком России выявлено 200 финансовых пирамид, в 2016 – 1 80, в 2017 – 137, 2018 – 168, 2019 – 237, 2020 – 222, за 2021 год – 871, за 9 месяцев 2022 года – 1481.

В настоящее время отсутствие статуса финансовой организации не является ограничением для осуществления деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества граждан. Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не содержит условий, при соблюдении которых является допустимым привлечение инвестиций физических лиц и оказание услуг по привлечению инвестиций указанных лиц.

Таким образом, противодействие деятельности финансовых пирамид не может быть достаточно эффективным ввиду отсутствия законодательных ограничений на привлечение денежных средств и (или) иного имущества граждан.

Планируемое изменение в закон 3085-1

Совет Государственной Думы включил законопроект в примерную программу для рассмотрения на осенней сессии, в ноябре 2023.

Источник: crpotrebkoop.ru

Leave A Reply

Your email address will not be published.