Суды стали вставать на сторону «Тинькофф» в делах о заработке инвесторов на купле-продаже валют по ошибочному курсу

0 19

В прошлом феврале во время резкого обвала курса рубля клиенты нашли схему заработка на обмене валют в приложении. Там можно было купить доллары почти в два раза дешевле, чем при прямой конвертации, а при обмене их назад в рубли получить прибыль в районе 20%. Но в середине марта 2022 года банк начал блокировать счета и списывать деньги таких клиентов, а они стали подавать в суд

«Тинькофф» начал выигрывать дела о заработке инвесторов на купле-продаже валют по ошибочному курсу, пишет РБК. С начала прошлого года банк проиграл 30 подобных дел, а выиграл 23, рассказал изданию представитель группы пострадавших инвесторов Дмитрий Бутряков.

Он и представитель банка подтвердили, что в последнее время суды стали чаще вставать на сторону кредитной организации. В прошлом феврале во время резкого обвала курса рубля клиенты нашли схему заработка на обмене валют в приложении. Значительная часть случаев была связана с покупкой британских фунтов стерлингов и обменом их на доллары и евро. Так, пишет РБК, можно было купить доллары почти в два раза дешевле, чем при прямой конвертации. А при обмене их назад в рубли получить прибыль в районе 20%.

В середине марта 2022 года Тинькофф банк начал блокировать счета и списывать деньги клиентов, обогатившихся на обмене валют. Многие инвесторы пошли в суд. И так было не только в «Тинькофф», рассказывает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов, который попал в такую же ситуацию в другом банке:

— Такие случаи — это фактор операционного риска. Во всех меморандумах облигационных банки говорят, что у них есть элемент операционного риска, что кто-то криво сделал систему. Опять-таки не всегда, особенно суды первой инстанции, могут полноценно разобраться в предмете спора, то есть не всегда все судьи могут вести дискуссию относительно корректности расчета кросс-курсов. И банки этим пользуются, тем, что у них более подготовленный юридический отдел, который может представить свою позицию более экспертно. Мы ссылаемся на то, что банк вправе устанавливать те курсы, которые он считает нужным. Как пользователь мобильного приложения может тогда в мобильном приложении понять, этот курс является ошибочным или это курс, установленный банком? Я уверен, что были похожие сбои и в других банках. Лично я стал потерпевшим в некоторых других кредитных инстанциях, когда у меня на руках есть даже платежка о проведении конвертации, есть скриншот из интернет-банка, где конвертация проведена, но в конце операционного дня операцию откатывают, объясняя это техническим сбоем. Я уверен, что во многих банках клиенты сталкивались с таким. Я думаю, что причиной массовости здесь является то, что в целом «Тинькофф» был основным банком для активной инвестиционной аудитории.

— Ваша ситуация разрешилась с тем банком?

— У меня нет юридических средств и возможностей вести эту претензионную работу. Я написал несколько претензий, получил формальные отписки. В доверительном разговоре с менеджерами мне сказали, что да, это косяк системы, но понимаете, банк не хочет на себя это принимать. Поэтому я посчитал нецелесообразным продолжать тратить время и деньги на решение этой ситуации.

Как этот вопрос должен решаться юридически? Рассуждает партнер, исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко:

Антон Бабенко партнер, исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» «Клиент банка обоснованно исходит из того, что, если банк ему предлагает такие условия, для банка это не может быть невыгодно. Даже если этот курс выгоден по сравнению с биржей или с другим банком за счет того, что банк с кем-то совершает сделки по другому курсу, это все равно для банка создает прибыль. Злоупотребления правом здесь совершенно точно нет, если мы не берем ситуацию, когда это какой-то сотрудник банка или есть какой-то сговор по необоснованному обогащению. Но те ситуации, которые мы видим и которые обсуждаются, это все-таки рядовые клиенты банка, которые увидели выгодный курс, начали совершать сделки, поняли, что количество денег у них увеличивается в той или иной валюте, и продолжают их совершать. Почему некоторые суды выносят решения не в пользу клиентов? Ситуация, о которой мы говорим, принципиально отличается от случаев злоупотреблением права или даже преступлений, например, связанных со снятием денег в банкоматах, когда снимаемые суммы значительно превышают баланс. Вот в таких случаях суды встают и правильно встают на сторону банков. Вероятно, те судьи, к которым попадают дела по конвертации, которые разрешают их в пользу банков, просто сравнивают с такими ошибками, но, на мой взгляд, это неверно. Дело в том, что купля-продажа валюты — это сделки, две стороны согласуют их условия — клиент и банк. По закону банк не может в одностороннем порядке изменить условия сделки, то есть издать какой-то приказ, что была ошибка, поэтому мы все эти сделки пересчитываем по другим ценам. Сложность в таких делах в том, что вся информация, все материалы относительно того, как устанавливается курс и как он меняется, — это материалы банка. То есть клиент никак не может проверить, была ошибка или ее не было, какие материалы дал эксперту банк. Именно поэтому клиент — более слабая сторона этого договора, и именно поэтому в случае возникновения неопределенности, в чью пользу спор разрешать, он должен разрешаться исключительно в пользу клиентов».

Экспертиза сбоя в мобильном банке, которую заказала защита Тинькофф банка, показала, что поведение инвесторов действительно было аномальным, рассказали в банке. В итоге с апреля по ноябрь 2022 года судебная практика по искам клиентов против банка складывалась исключительно в пользу истцов, а после этого периода решения начали выносить и в пользу банка, говорит представитель пострадавших инвесторов.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.