Фитнес подтянул обороты

0 19

Спортклубы увеличивают стоимость услуг

Растущий интерес к занятиям спортом позволит фитнес-индустрии в следующем году увеличить оборот на 16%, до 250 млрд руб. Посещаемость клубов растет, но во многом за счет развития бюджетных форматов, предлагающих модель помесячной оплаты вместо покупки годового абонемента. Впрочем, средняя рентабельность бизнеса остается низкой — 5–7%. В попытке увеличить этот показатель в будущем году клубы могут оптимизировать затраты и повысить стоимость услуг на 7–12%.

Оборот рынка фитнес-услуг в 2024 году может увеличиться на 16% год к году, до 250 млрд руб., прогнозируют в FitnessData. Для сравнения: по итогам 2023 года рост прогнозируется на 18%, до 214 млрд руб. Президент Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина предполагает, что оборот рынка в этом году составит 173–174 млрд руб., также оценивая рост за год в 18%.

Руководитель FitnessData Максим Боровиков связывает рост рынка в денежном выражении как с увеличением стоимости услуг клубов в среднем на 12% за год, так и с расширением клиентской базы. По словам эксперта, фитнесом сейчас по всей стране занимаются суммарно 6,5 млн человек, что на 6,6% больше год к году. Вовлеченность выросла с 4,2% до 4,5% от общего числа населения страны. Господин Боровиков видит перспективы для дальнейшего роста числа занимающихся до 5,3% от населения страны к 2028 году. По его словам, в странах ЕС фитнесом занимаются 14–15% населения.

Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева связывает увеличение интереса к занятиям с общим интересом к здоровому образу жизни и частичным перераспределением доходов населения в пользу потребления продуктов и услуг внутри страны. Максим Боровиков добавляет, что платежеспособность населения в целом немного выросла. «Для малых городов играет роль приток бюджетных средств, например, выплаты участникам СВО, работникам оборонных заводов»,— говорит он.

По словам эксперта, выросла и доступность фитнеса: «Клубы появляются в зоне 15-минутной доступности». По подсчетам FitnessData, в этом году в России открылись 550 новых коммерческих объектов, объем вложений в них достиг 10,5 млрд руб., без учета строительства новых зданий. В следующем году, по данным аналитиков, показатель может вырасти на треть, до 14 млрд руб. Около 20 крупных игроков отрасли запланировали на 2024 год открытие не менее 100 новых объектов. Так, DDX Fitness намерен запустить 50 клубов, XFit — 35, World Class — восемь.

Елена Силина считает, что общее число занимающихся в фитнес-клубах год к году выросло на 10%. «Но ситуация сильно отличается в зависимости от регионов: в Москве динамика выраженная, а в некоторых городах она остается нулевой или отрицательной»,— говорит эксперт.

Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов тоже видит рост посещаемости клубов, но связывает это в основном с активным развитием бюджетных форматов, внедряющих рекуррентные (помесячные) платежи, и снижением среднего чека. «Изначально экономика клубов базировалась на том, что из 100% держателей годовых абонементов регулярно ходят 40%, при помесячной оплате показатель растет примерно до 60%»,— объясняет он. По словам господина Ванчугова, тех, кто может позволить себе заплатить за фитнес 5 тыс. руб. в месяц, заметно больше, чем тех, кто готов вкладываться в дорогой годовой абонемент. Но клубы бизнес-класса, по мнению эксперта, на могут позволить себе такую модель и сейчас нередко сталкиваются с оттоком клиентов.

На этом фоне Елена Силина замечает, что маржинальность фитнес-клубов остается очень низкой, на уровне 5–7%. В следующем году многие клубы, по ее мнению, попытаются поднять этот показатель, оптимизируя затраты и медленно повышая стоимость услуг. Этому будет способствовать и рост затрат. Ольга Киселева замечает, что бюджеты на открытие клубов за год увеличились на 40–50% из-за увеличения стоимости импортного оборудования. Динамика повышения стоимости абонементов в следующем году, по прогнозам эксперта, сохранится на уровне двух предыдущих лет, составив 7–12%.

Александра Мерцалова

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.